аннотация к программе воспитания
Уважаемые родители!
данная публикация предназначена для того, чтобы познакомить Вас с рабочей программой воспитания Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 22 «Веселинка», с полным текстом программы вы можете ознакомиться перейдя по ссылке.
Нормативно - правовое основание для разработки рабочей программы воспитания
В 2020 году Госдума приняла новую редакцию закона Об образовании, в котором были закреплены новые принципы воспитания, предложенные Президентом. Согласно последним изменениям, в детском саду в 2021 году необходимо составить отдельную программу воспитания ДОУ.
К 1 сентября 2021 года детские сады должны создать рабочую программу воспитания в ДОУ, утвердить ее и сформировать календарный план воспитательной работы.
К работе и над проектом, и над утверждением новой программы воспитания следует подключать педагогический совет и родителей. Работа над программой должна проходить в несколько этапов:
- Собрать педагогический совет.
- Сформировать инициативную группу среди педагогов ДОУ для разработки рабочей программы воспитания.
- Создать проект программы воспитания.
- Продумать и зафиксировать план воспитательной работы.
- Поинтересоваться мнением родительской общественности.
Таким образом, мы предлагаем Вам принять непосредственное участие в утверждении содержания рабочей программы воспитания и плана воспитательной работы на 2021-2022 учебный год.
1.1.2. Цели и задачи воспитания
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Коллектив МБДОУ «Детский сад №22 «Веселинка» основной целью воспитательной работы полагает: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Предполагается социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны и укоренен в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Основу содержания воспитательного процесса в ДОУ составляют общечеловеческие ценности:
- Человек (как абсолютная ценность);
- Семья (как первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности, чувство чести рода, ответственность за фамилию);
- Отечество (единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков);
- Труд (основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни»);
- Культура (богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека);
- Земля (как общий дом человечества и природы).
Воспитательная работа в детском саду охватывает все образовательные области и предусматривает все виды совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельную деятельность детей посредством организации развивающей предметно-пространственной среды:
Стержнем воспитательной работы в дошкольном учреждении являются событийные мероприятия - Традиции детского сада.
Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. К ним относятся: традиции групп (подготовка к праздникам, итоговым мероприятиям, акции, конкурсы, выставки, дни рождения); традиции ДОУ (события, праздники, конкурсы, акции, выставки); мероприятия муниципального и государственного значения (события, праздники, фестивали, конкурсы, акции, выставки, парады); международное сотрудничество (всемирные акции, проекты, флэш-мобы).
Традиции ДОУ соответствуют годовому комплексно-тематическому плану, циклограмме знаменательных дат и реализуются как итоговые мероприятия тематического периода на уровне группового, общесадовского, муниципального, краевого, всероссийского и международного взаимодействия.
Подготовка и участие в традиционных мероприятиях предусматривает непосредственное участие родителей (законных представителей) на всех уровнях проведения мероприятия.
Таким образом, реализация воспитательных задач предусмотрена в следующих модулях:
1. «Я, ты, мы…»
2. «Здоровье»
3. «Семья»
4. «Моя Камчатка»
5. «Моя страна»
6. «Ценность труда»
7. «Мир прекрасного»
8. «Наш дом - Земля».
2.1.1. Модуль «Я, Ты, Мы…»
Воспитательный аспект: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Направления – социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ознакомление с социальным миром.
Содержание модуля заключается в организации и участии детей в общественно-полезных, праздничных, итоговых мероприятиях различного уровня: «День рождения», «Подарки для малышей», «День защиты детей», «День Знаний», «День Смеха», «День открытых дверей», «День дружбы» и др.
2.1.2. Модуль «Здоровье»
Воспитательный аспект: Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности, в том числе правил безопасности дорожного движения.
Направления – формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, физическая культура, формирование основ безопасности, самообслуживание.
Содержание модуля заключается в организации и участии детей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, итоговых мероприятиях по теме «Безопасность», «В гостях у Мойдодыра», «День здоровья», «Малая Олимпиада» «Сдача норм ГТО» и др.
2.1.3. Модуль «Семья»
Воспитательный аспект: Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Направления – ребенок в семье и сообществе.
Содержание модуля заключается в организации и участии детей и их родителей (законных представителей) в итоговых мероприятиях различного уровня: по темам недели, совместных мероприятиях, конкурсах, ярмарках, выставках, акциях, таких как, «День Матери», «Международный женский день», «Здоровая семья», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Конкурс кукольных нарядов» «Акция – Покормим птиц зимой», видеоролик: «Семейные традиции», «Конкурс семейной фотографии», «День семьи, любви и верности» и др.
2.1.4. Модуль «Моя Камчатка»
Воспитательный аспект: Воспитание любви к малой Родине, патриотических чувств, развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края (краеведения).
Направления – нравственно-патриотическое воспитание, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы.
Содержание модуля заключается в организации и участии детей и их родителей (законных представителей) в итоговых мероприятиях различного уровня: по темам недели, совместных мероприятиях, конкурсах, выставках, акциях, «Мой край - Камчатка», «Чем славится Камчатка», в т.ч. акции Природного парка «Вулканы Камчатки», «Кроноцкого Заповедника» и др.
2.1.5. Модуль «Моя Страна»
Воспитательный аспект: Формирование первичных представлений об Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Направления – нравственно-патриотическое воспитание, ознакомление с социальным миром.
Содержание модуля заключается в организации и участии детей и их родителей (законных представителей) в итоговых мероприятиях различного уровня: по темам недели, совместных мероприятиях, конкурсах, ярмарках, выставках, акциях, таких как «День народного единства», «Бессмертный полк», «День Защитников Отечества» «День конституции», конкурс рисунков и фотографий, посвященных воссоединению Крыма с Россией, и др.
2.1.6. Модуль «Ценность труда»
Воспитательный аспект: Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Направления – самостоятельность, трудовое воспитание, ознакомление с социальным миром.
Содержание модуля заключается в организации и участии детей и их родителей (законных представителей) в итоговых мероприятиях по темам недели, совместных мероприятиях, выставках, акциях, таких как «День дошкольного работника», «День космонавтики», «День МЧС», акция «Родному садику - чистоту», конкурс рисунков «Все работы хороши», выставка фотографий «Я все умею делать сам», и др.
2.1.7. Модуль «Мир прекрасного»
Воспитательный аспект: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Направления – музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, приобщение к искусству, театрализация, художественная литература.
Содержание модуля заключается в организации и участии детей и их родителей (законных представителей) в итоговых мероприятиях различного уровня: по темам недели, праздничных представлениях, театрализованных постановках, выставках и конкурсах детского художественного творчества таких как «Новогоднее представление», «Святки-колядки», «Масленица», «Конкурс ледяных построек», «Конкурс чтецов», Конкурс «Крылья мечты», фестиваль «Взрослые и дети», выставка детских работ по темам, и др.
2.1.8. Модуль «Наш дом - Земля»
Воспитательный аспект: Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Направления – ознакомление с миром природы, формирование основ безопасности.
Содержание модуля заключается в организации и участии детей и их родителей (законных представителей) в итоговых мероприятиях различного уровня: по темам недели, выставках и конкурсах, акциях и фестивалях, таких как «День Земли», «День воды», «День Солнца», «Конкурс цветочных клумб», акция помощи бездомным животным «Огород на окне», и др.
Особенности общей организации пространства
Одним из условий реализации программы воспитания является организация, развивающая предметно-пространственной среды (РППС).
При грамотном проектировании РППС в группе и других помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, способствуют его сопричастности к событиям, психологической безопасности, ощущению общего взаимодействия.
Необходимым компонентом воспитания является и художественно-эстетическое оформление предметного пространства ДОУ самими детьми.
Цель: создание условий для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ДОУ.
Задачи:
1. Посредством РППС обеспечить возможность заниматься детям разными видами деятельности, подчиненными одному делу.
2. Способствовать общению и совместной деятельности детей и взрослых.
3. Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера группы и дошкольного учреждения.
4. Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1.Совместное оформление интерьера группы. Дети совместно с педагогами и родителями оформляют Центры активности в группе, согласно календарному плану воспитательной работы.
2. Совместное оформление помещений ДОУ. В рекреациях, коридорах, лестничных пролетах, вестибюле детского сада традиционно оформляют