Артикуляционный тренинг для родителей
Артикуляционный тренинг
для родителей детей старшего дошкольного возраста
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития артикуляционной моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.
Задачи:
- информировать родителей о значении артикуляционных упражнений,
- познакомить с правилами их выполнения,
- отработать правильность выполнения артикуляционных упражнений (на примере комплекса для шипящих звуков);
- стремиться установить доверительные отношения с родителями;
- формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;
- способствовать сплочению родительского коллектива.
Подготовительная работа:
1. Подготовка презентации «Артикуляционная гимнастика».
2. Объявление (Приглашение на собрание) о предстоящем собрании.
Оборудование:
- мультимедийная установка для показа слайдов;
- презентация;
- зеркала (по количеству родителей);
Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители.
Ход тренинга
Уважаемые папы и мамы!
Очень приятно, что многие из вас обеспокоены состоянием звукопроизношения своего ребёнка.
Действительно, к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьёзных опасений.
Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.
Тренинг, который мы проводим сегодня, поможет Вам, заботливым и думающим родителям, познакомиться и овладеть некоторыми артикуляционными упражнениями. Этот комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для подготовки органов артикуляции к постановке звуков.
Важность выполнения артикуляционной гимнастики
Жизнь дошкольников, у которых есть речевые нарушения, состоит не только из беззаботных игр. Артикуляционная гимнастика - это труд, серьёзная работа для ваших детей. Это серьёзные тренировки, которые требуют концентрации внимания и приложения усилий.
Слайд 2. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений.
Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Слайд 3. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
- Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
- Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
- Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
- Старайтесь, чтобы занятия были регулярными.
- Нельзя принуждать детей заниматься, лучше предложить поиграть с язычком.
- Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.
Слайд 4. Как выполнять артикуляционную гимнастику?
1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло не менее часа).
2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества - признак переутомления, лучше этого не допускать.
3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого.
4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
5. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
Слайд 5. Упражнения для губ
«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК»—«БУБЛИК»; «УЛЫБКА »—« ТРУБОЧКА ».
«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Слайд 6. Упражнения для развития дыхания.
«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА» Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щёки, задувать шарик на одном выдохе.
«КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук Ф, сдувать ватку на противоположный край стола.
«ФОКУС» Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
«ПОДУЙ В ТРУБОЧКУ» Сделать трубочку языком, подуть в пузырёк, чтобы послышался свист.
«ЛОПНИ ШАРИК» Набрать в щёки воздух. Расслабить щёки, выпуская воздух .
«НАДУЙ ИГРУШКУ» Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.
Комплексы артикуляционной гимнастики
Слайд 7. Упражнение «Грибок»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно медленно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
Слайд 8. Упражнение «Блинчик»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Слайд 9. Упражнение «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Слайд 10. Упражнение «Дятел»
Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».
Слайд 11. Упражнение «Чистим зубки».
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Слайд 12. Упражнение «Индюк».
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
Слайд 13. Упражнение «Киска сердится».
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
Слайд 14. Упражнение «Качели».
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Слайд 15. Упражнение «Маляр».
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Слайд 16. Упражнение «Парус».
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
Слайд 17. Упражнение «Часики».
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Слайд 18. Упражнение «Чашечка».
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Уважаемые родители! Спасибо за внимание.
Литература:
Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи/ Елена Косинова.- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.
Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.