Большая психологическая игра для педагогов "Калейдоскоп"
Участники: воспитатели и педагоги ДОУ. Участие в ней администрации обязательно. Психологу желательно работать с помощником, который будет помогать приклеивать ему цветные фигурки на лист ватмана.
Задачи:
- сплочение педагогического коллектива;
- поднятие общего эмоционального тонуса;
- развитие умения работать в парах, группе;
- развитие творческого мышления и воображения педагогов.
Сценарий игры.
Начало игры - введение в игровую ситуацию.
Ведущий предлагает педагогам свободно разместиться в той половине помещения, в которой нет на полу веревочного круга. Раздаются калейдоскопы. Ведущий предлагает посмотреть в них, последить за тем, как узоры сменяют друг друга, не повторяясь: "Маленькие частички стекла (пластмассы), каждая из которых имеет только один цвет и только одну постоянную форму. Да, каждая из них очень хороша сама по себе! Но посмотрите, что происходит в калейдоскопе, когда эти частички объединяются по две, по три, небольшими группками. …Получаются яркие, многоцветные узоры, удивительно разнообразные по форме! Так и люди: каждый сам по себе имеет ценность, каждый красив. Но когда люди общаются друг с другом, они могут создавать удивительные узоры общения. Наша игра - о волшебных узорах, которые можно создавать, как из маленьких стеклышек, так и из кусочков цветной бумаги. А можно их создавать, красиво общаясь друг с другом. В процессе игры мы на время станем частичками гигантского ("великанского") калейдоскопа и будем учиться создавать красивые узоры… из самих себя и нашего общения.
"В игре будет три калейдоскопа: один - настоящий, и в перерывах между упражнениями в него всегда можно будет заглянуть. Второй - бумажный, он будет создаваться на чистом пока листе ватмана с помощью самих участников. Наша игра закончится, когда на листе появиться законченный узор калейдоскопа. И третий - волшебный "человеческий" калейдоскоп, который появится благодаря тому, что каждый участник сейчас превратиться в человека-стеклышко…".
Ведущий просит положить калейдоскопы на специальный столик. При возможности ведущий раздает ленточки разного цвета, которые они могут повязать на руку, сплести в волосы. Начинается разминка перед игрой.
Разминка.
"Представьте себе, что каждый из нас - цветное стеклышко. Представили? Какого вы цвета, какой формы? Чья-то гигантская рука (наверно, какой-то великан) собрала все стеклышки и зажала их в ладошке. Стеклышки оказались близко-близко друг к другу…". Ведущий просит участников собраться в тесную кучку: "А затем рука рассыпала нас по ровной поверхности, но ни одно стеклышко не попало за пределы круга!" (Участники расходятся и застывают как стеклышки). "А теперь великанская рука начала брать цветные стеклышки по одному и перекладывать их в гигантский калейдоскоп. Видите круг? Это и есть наш калейдоскоп. Стеклышко, имя которого я буду называть, перемещается в калейдоскоп и там застывает…". Ведущий перечисляет всех участников по имени. Когда все перешли в круг, разминка продолжается. Ведущий: "…и завертелся гигантский калейдоскоп в руках великана! Раз - и стеклышки объединились по два! - Ведущий просит педагогов разбиться на пары и застыть. "Два - и стеклышки снова распались по одному и застыли!". Далее ведущий просит участников объединяться то по тройкам, то по четверкам, каждый раз застывая на месте".
"А сейчас я прошу вас закрыть глаза и не подглядывать. Наш великан повернул калейдоскоп еще раз и увидел удивительный узор: все стеклышки выстроились в ровный - ровный круг! Сейчас с закрытыми глазами, касаясь друг друга, постарайтесь встать в круг… Итак, стеклышки застыли… и открыли глаза. Посмотрите: получился ли у нас круг?".
На этом разминка заканчивается, ведущий просит всех участников сесть на ковер внутри круга.
Первый узор.
Ведущий: "Итак, мы с вами стали частичками узора в великанском калейдоскопе. Пора появиться первому узору на нашем бумажном калейдоскопе. Каждый из вас получит сейчас пустой бумажный кружок. С помощью цветной бумаги, клея (можно пользоваться фломастерами), создайте в кружке свой узор, такой, какой отразит ваш характер, настроение, ваше "Я". Это не обязательно должен быть сюжетный рисунок: игра цвета, формы, все, что угодно". Ведущий раздает кружки белой бумаги диаметром 7-8 см. педагоги создают коллажи. Затем ведущий и помощник приклеивают каждый кружок, и получается первый внешний узор: по всему периметру равномерно расположены кружки с рисунками, вдоль внешней стороны, около каждого кружка - имя автора.
Ведущий: "Первый узор бумажного калейдоскопа создан. Давайте посмотрим на узоры, Каждый из них - уникален, не похож на остальные. Каждый отражает неповторимость человека, его создавшего. Все красивы, а вместе они образовали замечательный узор - узор, состоящий из индивидуальностей".
Второй узор.
Ведущий: "Теперь очень хочется познакомиться поближе с индивидуальностью каждого из вас, а у вас есть возможность поближе познакомиться с самим собой".
Ведущий проводит тест "Ваши успехи на работе" и "Рисунок человечков из геометрических фигур" (обрабатывается помощником).
Третий узор.
Ведущий: "Когда люди-стеклышки начинают общаться друг с другом и создавать общие узоры, им в этом очень помогают две вещи. Первое - они знают о том, что они разные, не похожи друг на друга, каждый уникален. И в этом мы в очередной раз убедились (ведущий еще раз возвращает педагогов к рисункам на бумажном калейдоскопе). Второе - они знают, что у них есть много общего, и это помогает им общаться и находить общий язык. Сейчас мы с вами потренируемся в этом умении". Ведущий предлагает вытянуть из конверта цветные фигурки: "Это - маленькие рыбки. В конверте - по две рыбки каждого цвета. Если их приложить друг другу (по типу двух туфель в обувной коробке), они образуют симметричный узор". По цвету фигурок участники разбиваются на пары. "В течении 3-4 минут вам нужно придумать как можно больше признаков (внешности, характера, интересов, способностей, вкусов), которые объединяли бы пару рыбок. Минимум надо найти три таких признака". Каждая пара записывает эти признаки на листе, затем называет их всем остальным. Пока пара зачитывает признаки, помощник ведущего приклеивает их рыбок. В результате возникает следующий круговой узор.
Когда все рыбки приклеены, ведущий предлагает внимательно посмотреть на получившийся узор: "Посмотрите на наш второй узор: фигурки в каждой паре очень похожи друг на друга. У них много общего. Каждая пара создала свой общий узор благодаря тому, что нашла друг у друга много похожих черт. Да, все мы разные, но у нас есть много общего, и мы можем интересно общаться друг с другом!".
Сообщение результатов теста.
Четвертый узор.
Ведущий: "В нашем великанском калейдоскопе люди - стеклышки умеют создавать самые разнообразные узоры. В том числе такие, в которых стеклышки объединяются друг с другом и создают единое целое. Вот посмотрите на круг из цветной бумаги. Он разрезан на две части неровной, зигзагообразной линией, (но ведущий держит его так, чтобы круг смотрелся целым). Он состоит из двух частей, но если мы аккуратно сложим, друг с другом, то получим целый круг - фигуру удивительно законченную и красивую. Людям, которые умеют создавать друг с другом такие замечательные целые узоры, можно позавидовать: они прекрасно понимают друг друга, им по плечу сложные дела. Сейчас мы с вами попробуем создать такие узоры в нашем калейдоскопе".
Воспитатели тянут половинки фигурок. Это ромбы (сердечки) из бумаги разного цвета, различным образом разрезанные пополам. Парам предлагается выполнить следующее задание.
Задание. Один участник получает чистый тетрадный лист и карандаш. У второго участника рисунок, нарисованный по клеточкам. Задача имеющего в руках образец, описать его так, чтобы его товарищ смог нарисовать на листе аналогичный, при этом, разрешается общаться только жестами. Оценивается скорость и качество выполнения. Затем участники меняются ролями. Заканчивается упражнение кратким обсуждением.
Пока проходят соревнования, помощник психолога приклеивает на бумажный калейдоскоп фигурки тех участников, которые уже выполнили задания. Образуется еще один узор.
Ведущий: "Посмотрите, какой замечательный узор появился на нашем бумажном калейдоскопе! Он появился благодаря тому, что мы старались понять друг друга и работать вместе".
Пятый узор.
Ведущий: "Удивительное дело, в нашем калейдоскопе произошло чудо: каждое его цветное стеклышко превратилось в цветок! Теперь, если великан посмотрит в свой калейдоскоп, он увидит там не узор из стеклышек, а необыкновенной красоты цветочную поляну. Каждый из вас - цветок на этой поляне". Ведущий раздает участникам маленькие цветочки из цветной бумаги. Просит написать на них инициалы.
"Некоторые цветы растут на этой поляне очень давно. Кто они? Назовем их по именам… Никого не забыли? Сейчас каждый из них будет подходить к бумажному калейдоскопу, и пока я приклеиваю его цветок на поляну, остальных прошу назвать те качества, которыми этот человек - цветок украшает нашу поляну…
Есть цветы, которые растут на нашей поляне не с самого возделывания, но уже больше 10 лет. Можете их назвать? Давайте каждому скажем, чем, какими качествами характера, своими достоинствами и талантами он украшает нашу общую поляну. Далее 5-10 лет, 3-5 лет…
Наконец, за последние 2 года на поляне выросли новые цветы. Возможно, они даже еще и не раскрылись до конца. Но какие достоинства мы уже разглядели?"
Завершение игры.
Ведущий просит всех сесть в круг. "Итак, наш волшебный калейдоскоп закрутился в последний раз… Люди - стеклышки, люди - цветы исчезли, и на ковре нашего зала образовался последний узор. Имя этому узору "Педагогический коллектив МБДОУ "Детского сада № 22 "Веселинка"". Что вы думаете об этом узоре? Нравится ли он вам? Чем именно?"
После того, как высказались все желающие, ведущий объявляет игру оконченной. Он благодарит участников и передает им в подарок от великана бумажный калейдоскоп, как напоминание о тех удивительных узорах отношений, которые педагоги умеют создавать.