Давайте познакомимся
Речь – могучее средство общения и взаимодействия людей.
А. А. Люблинская
Усваивая родной язык, ребенок усваивает...
бесконечное множество понятий, воззрений на предметы,
множество мыслей, чувств, художественных образов…
К. Д. Ушинский
Я, Петрова Инна Петровна, учитель-логопед.
Рада приветствовать Вас на своей страничке сайта детского сада.
Хочу обратить Ваше внимание на важность раннего выявления и коррекции
даже незначительных нарушений речи.
Дорогие друзья!
Устранение речевых нарушений - длительный и сложный процесс, требующий совместной работы специалистов и родителей. Единые требования, предъявляемые пациентам, независимо от их возраста, одинаковое внимание к проблемам тех, кто доверил нам своё здоровье, благополучие, максимальная отдача энергии, сочувствие и сопереживание позволяют решать достаточно трудные задачи, помогать как маленьким пациентам, так и взрослым.
Основными направлениями работы учителя-логопеда являются:
- развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания, просодики речи, формирование звукового анализа и синтеза;
- постановка и автоматизация дефектных звуков;
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;
- совершенствование движений и сенсомоторного развития;
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие различных видов мышления.
Речь – это специфическое и уникальное свойство человека, возникшее в процессе эволюции. Посредством слова, наряду с передачей информации, осуществляются общение и абстракция, присущие только человеку.
Речевая функция ребенка, так же, как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, формируясь постепенно с внутриутробного периода.
Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание – также были достаточно развиты.
Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа. На довербальном этапе ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. На втором этапе – этапе возникновения речи – ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова. Овладение разными способами общения с окружающими осуществляется на этапе развития речевого общения. Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ. Самым первым речевым проявлением является крик. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех.
Гуление - важный этап довербального развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией. Следующая стадия развития характеризуется появлением лепета и длится примерно от 5 до 9 месяцев. К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. К концу первого года или вначале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами. К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка.
К 5 годам активный словарь увеличивается, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения. К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речевого развития, недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Значительно возросло количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Под общим недоразвитием речи у детей (с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, связной речи. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по четырем указанным компонентам. Типичным для всей группы ОНР является: позднее появление речи, резко ограниченный словарный запас, выраженные аграмматизмы, дефекты звукопроизношения, характерные нарушения слоговой структуры слов.
Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматических и фонетических нарушений. Термин «ОНР» не отражает этиологии и патогенеза речевого дефекта, а лишь свидетельствует о картине его проявлений. Под общим недоразвитием речи подразумеваются сложные речевые расстройства, сопровождающиеся нарушением формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, при нормальном слухе и интеллекте
Дети данной категории обладают пониженной способностью восприятия различий в физических характеристиках элементов языка, у них снижена способность к различению значений, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что в свою очередь, ограничивает возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.
Учитывая, что отдельные пробелы в развитии фонетики лексики и грамматического строя могут на первый взгляд казаться несущественными, однако совокупность их ставит ребенка в очень затруднительное положение при обучении в школе. Дошкольники, имеющие речевую патологию, испытывают значительные трудности в общении, особенно в общение со сверстниками.
Что особенно важно знать, ожидая ребенка и наблюдая за его развитием.
Как же понять, нормально ли развивается ребенок и какие причины приводят к неблагополучному развитию? Для того чтобы ориентироваться в этом, необходимо знать хотя бы самое элементарное.
Зачатие, беременность и роды прошли относительно благополучно. Прекрасно! Но это еще не все. Опасности подстерегают малыша на каждом шагу. Он должен чувствовать время от времени покачивание колыбельки, слышать колыбельные песни, которые ему поет мама или бабушка. Без этих ритмов его мозг не получает нужной стимуляции и не включается в деятельность в полной мере. Однако не секрет, что не только мамам, но и бабушкам теперь, в наше непростое время, часто не до колыбельных. Вот вам и одна из причин задержки развития.
Далее, задумайтесь, как протекает режим вскармливания? Если ребенок не совершает нужного объема сосательных движений, не ползает, позже начинает ходить, то нарушается режим ритмической регуляции, необходимой для поддержания коры в нужном тонусе. Отсутствие такого ритмического «допинга» — это еще более веская причина для неполноценного функционирования мозга, и, следовательно, для задержек развития. Искусственное вскармливание, большие отверстия в рожках со смесями, ранний переход на вскармливание с ложечки, невнимание к срокам, когда ребенок должен ползать, ходить, — все это неосмотрительные или же невольно неверные действия со стороны взрослых.
Наконец, самое важное в данном контексте — речь. Татьяна Григорьевна Визель пишет: «Если бы ваше дитя могло заговорить еще в утробе или едва появившись на свет, оно попросило бы вас: «Поговори со мною, мама!». Не обязательно «до самой полночи», как поется в песне, но обязательно «поговори»!» Для каждой мамы эти слова должны быть девизом. Причем в этом случае не столь важен сам разговор, как его окраска. Все резкое, злое оказывает губительное действие на зарождающееся или только что рожденное существо. Ребенку нужна нежная, ласковая, мягкая речь. Ему нужна интонация любви. Плоду, находящемуся во чреве матери, необходимо, чтобы все было спокойно, чтобы будущую маму любили и берегли, чтобы она любовалась красивыми пейзажами ч произведениями искусства, слушала красивую музыку. Все это — та живительная сила, от которой появившееся на свет существо растет, формируется, становится тем человечком, которого ждали. Уважаемые родители, ребенок приходит в этот мир к которому нужно приспособится, а потом уже говорить. Речь начинается с подготовки к ней. Необходимо, чтобы ребенок накопил определенный объем ощущений, являющихся первым жизненным опытом.
Здесь важно все:
- как ребенок слышит, т. е. нет ли у него глухоты или снижения слуха;
- как ребенок видит, т. е. нет ли у него слепоты или снижения зрения (это не менее важно для развития речи, нем состояние слуха).
- как держит голову, когда начал садиться, ползать, ходить;
- какие движения он совершает руками;
- что он чувствует кожей, пробует на вкус, слышит, видит.
- звучит ли вокруг него человеческая речь и какая именно.
При задержках речевого развития основной целью является активизация так называемого слухового внимания. Поскольку главным анализатором для речевой функции является слуховой, необходимо, чтобы ребенок услышал, что многое в мире вокруг него звучит.
Особенно важен период с 0 до 3-х лет, когда созревают зоны мозга, ответственные за основные двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память, эмоции.