Консультация для воспитателей
«Особенности познавательно-речевого развития у детей дошкольного возраста»
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.
Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло.
Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство.
Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.
Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность.
Процессы познания составляют основу познавательной сферы. К ним относятся:
- восприятие
- воображение
- память
- мышление
- внимание
- речь
Все они настолько тесно переплетены, что в один и тот же короткий промежуток времени задействуются все, мгновенно переключаясь с одного на другой.
Речь – это неотъемлемая часть психики человека, форма существования его сознания, регулятор всех сфер человеческой жизни.
Речь – это феномен, присущий только человеку, заложенный в нем биологически, однако формируемый социально; это творческая функция человеческой психики, которая может быть развита только на определенной анатомо-физиологической основе и при определенных социальных условиях.
Речь оказывает мощное влияние на развитие всех сторон психической жизни человека. Под влиянием речи формируются все высшие психические функции человека: память, внимание, мышление.
Каждый акт человеческой коммуникации пронизан смыслом. Передаваемая или принимаемая информация подлежит сугубо умственной обработке и переработке. Смысловые связи, символизируясь в языке, формируются в процессе социального и речевого опыта людей.
Влияние речи на развитие познавательных процессов
Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании.
Трехлетний ребенок с помощью слов фиксирует результат своих действий и закрепляет их в сознании и памяти. Потом речь перемещается в начало выполнения действий, предваряя их. Речь обретает планирующую функцию и применяется малышом в форме высказываний, направляющих действия: «Буду строить домик», «Я рисую солнышко».
Такую речь называют в психологии эгоцентрической. Она помогает ребенку сконцентрироваться на выполнении действий, а также стимулирует воображение. Проговаривая, дошкольник представляет, что он хочет получить в результате.
Воспринимая окружающий мир, дети сообщают то, что они видят, слышат и чувствуют. Обозначение словами тех признаков, которые они заметили, позволяет абстрагироваться от конкретного предмета и прийти к обобщению.
Увидев крупногабаритную детскую машину, ребенок восхищенно отмечает: «Большая машина!», но воспринимает это уже как признак крупного предмета, а не в качестве названия игрушки. Дошкольник рассуждает на доступном ему уровне, соотносит факты, замечает признаки и делает выводы.
Серьезным помощником становится речь и в развитии памяти. Описывая признаки предметов или явлений, ребенок создает понятный для него образ, который гораздо легче запоминается, нежели абстрактная характеристика.
Отдельным достижением является словесно-логическая память, овладение которой открывает дошкольнику новые возможности: запоминание стихов и литературных произведений, воспроизведение своими словами рассказов. Память тесно переплетается с мышлением. Механическое запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением того, что необходимо запомнить.
Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс. Продвигаясь от наглядно действенной формы мышления к образной, дошкольник сначала научается проговаривать вслух способы своих действий, а затем подобная цепочка перемещается на уровень мыслей. Формируется внутренняя речь – внутренний план деятельности, основа практического и логического мышления.
Таким образом, речь включается в познавательную деятельность, благодаря чему происходит интеллектуализация психических процессов.
Сама речь также становится интеллектуальной деятельностью: дошкольникам доступны беседы, рассуждения, сочинение историй и сказок. Чтобы побеседовать о чем-нибудь или придумать историю, нужно многое вспомнить, представить образно, выстроить цепочку мыслей и рассуждений, учитывать причинно-следственные связи и различные характеристики. Да и подобрать точные слова, которые бы верно отражали суть, — это тоже работа мыслительных операций.
Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие и формирует произвольность умственной деятельности дошкольника.
На простом лексическом материале можно увидеть, как у ребенка развивается речь, вербальная память, мышление.
Назови то, что ты видишь на рисунке.
гнездо |
скворечник |
портфель |
кувшин |
бинокль |
Если ребенок выбрал лексическую единицу, соответствующую изображению предъявляемого предмета, значит он усвоил значение слова, обозначающего предмет.
Рассмотри рисунок и скажи ..... что делает девочка.
Девочка вяжет носок.
Девочка шьет.
Здесь мы видим, усвоил ли ребенок значение данных слов, обозначающих действия.
Если ребенок выбрал лексическую единицу, соответствующую изображению предъявляемого действия, значит у него объем словаря и вербальная память на высоком уровне.
Рассмотри рисунок и скажи, для чего нужен этот предмет.
1 хлебница 2 холодильник
Ребенок демонстрирует понимание назначения данных предметов (даже если он не может актуализировать нужную лексическую единицу в речи, например, не смог вспомнить название этого предмета), значит он усвоил значение данных слов на понятийном уровне и способен установить смысловые связи между предметом и действием.
Если ребенок не усвоил значение слов, значит страдает мышление.
Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.
1 свитер — клубок
Этот тест позволяет определить, усвоил ли ребенок значение данных слов на понятийном уровне, может ли установить наиболее актуальные (адекватные) семантические связи для каждой конкретной лексической пары.
Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются эти предметы.
1 кофта — свитер кастрюля —сковорода, стул – табурет.
Этот тест позволяет определить, усвоил ли ребенок значение данных слов на понятийном уровне, может ли выделить наиболее существенные признаки предмета. Нормотипичный ребенок сразу выделит существенные дифференциальные признаки этих предметов:
кофта — свитер (наличие/отсутствие вертикальной застежки спереди);
стул — табурет (наличие/отсутствие спинки); кастрюля — сковорода (назначение предмета: варить—жарить).
Послушай, слова и скажи, какое из них лишнее.
1 вишня, малина, крыжовник, ромашка, земляника
2 морковь, огурец, репа, яблоко, кабачок
Этот тест позволяет определить, усвоил ли ребенок значение данных слов на понятийном уровне, способен ли установить смысловые связи (в данном случае родовидовые) между лексическими единицами.
Результаты выполнения этого теста оцениваются как положительные, если ребенок смог выделить наиболее существенные дифференциальные признаки (овощи — фрукты или цветы — ягоды), игнорируя при этом несущественные (например, цвет, форму, наличие листочков и т.п.).
Послушай, слово и скажи, почему ...
1 ... этот предмет назвали «пылесос»
2 ... этот предмет назвали «мышеловка»
3 …это животное назвали «землеройка»
Этот тест позволяет определить, может ли ребенок извлечь смысл из слов с прозрачной внутренней формой, опираясь на его морфемный состав (в данном случае опираясь на корни слова): землеройка — земля, рыть; способен ли установить морфологические связи между словами одного лексического гнезда.
Послушай, предложение и ответь на вопрос.
Петю провожал дедушка.
Кто уезжал?
После завтрака дедушка прочитал газету.
Что дедушка сделал раньше: позавтракал или прочитал газету?
Этот тест дает информацию о том, может ли ребенок установить правильные связи между субъектом и объектом действия, опираясь на грамматические маркеры и значения слов, обозначающих временные и иерархические отношения.
Развивая словарный запас ребенка особое внимание уделяется не столько его накоплению, сколько его систематизации (упорядочению) в языковом сознании ребенка. Качество усвоения языковой системы зависит в первую очередь от полноценного словарного запаса ребенка, под которым понимается не только и не столько большое количество слов в лексиконе, сколько качество (разнообразие) смысловых связей (ассоциаций), которые ребенок способен установить между ними. Именно этот арсенал позволяет ребенку не просто запомнить названия предметов, действий или признаков, а понять значение слов, сформировать в своем языковом сознании понятийную систему – основу любого смыслового высказывания.