Музыка начинается в семье
Очень интересная тема - семья и все, что с ней связано. Мы все мечтаем видеть своих детей и внуков здоровыми, веселыми, добрыми и любящими, а вовсе не суперменами и шоу-звездами. Ведь ни профессия, ни карьера, не сделают ни вас, ни вашего ребенка любимым окружающими человеком с чистым сердцем и ясными мыслями.
На протяжении тысячелетней истории нашей родины, до 1917 года, основными требованиями к воспитанию ребенка были вера в бога, самопожертвование и доблесть, любовь к Родине, умение прощать и сочувствовать слабым, а также – видение красоты (эстетическое воспитание музыкой, рисованием и т.д.), и лишь в конце этого списка шли знания математики, логики, риторики. Акцент явно был смещен в сторону душевного, нравственного и духовного воспитания, основы которого закладывались в семье до семи лет, а затем утверждались в течение всей жизни.
К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время дети испытывают дефицит внимания. Родители делают акцент на познавательном развитии детей, желая как можно лучше подготовить их к школе, недооценивая при этом важность развития эмоционально-нравственной сферы ребенка. И как результат – эмоциональная незрелость детей, отсутствие у них навыков общения и сотрудничества.
Задача, которая стоит перед педагогом,- направить деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе.
Итак, обучение на занятиях и вне занятий – своеобразная цепь, где каждое звено должно быть увязано с предыдущим и последующим. Необходимость личностно-ориентированного подхода к обучению – это обеспечить личностное становление ребенка.
Педагог признает самоценность личности ребенка, его неповторимую индивидуальность. Мы не должны стараться привить знания, а добрым взглядом, целенаправленно развивает интеллектуальные, духовные, художественные способности, интересы. Ребенок стремится учиться и в связи с этим небезразлично, чему его учат.
Кабалевский писал: «Я очень верю в могучую силу музыки, и мне очень горько видеть, что еще много людей не понимают того, что может дать музыка, и пользуются ею только для легкого развлечения, не требующего никаких усилий – ни ума, ни сердца. Зато когда я встречаюсь с замечательными примерами влияния музыки на людей и отношения людей к музыке, то испытываю глубочайшую радость и удовлетворение. Особенно, когда эти люди – дети».
Какие же цели и задачи ставит музыкальный руководитель в работе с детьми?
- Приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
- Воспитывать культуру поведения при посещении театральных представлений, концертов (не шуметь, не мешать другим зрителям, смотреть спектакли).
Задач очень много и, конечно, педагоги стараются их решать. И очень хочется, чтобы вы, дорогие родители, не оставались в стороне. Помните, как в песне: « Нам не дано с тобой понять, чему так радуется ветер!
И почему от доброты бывают так жестоки дети.
Зачем кому-то умирать, чтобы он нами был замечен.
Так много разных – почему? оставил бог на этом свете».
Как выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз «Хорошие родители важнее хороших педагогов», имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке или поэзии.
Я часто вспоминаю своего отца. В нашей семье очень часто звучала классическая музыка, особенно концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И Чайковского, концерт №2 для фортепиано с оркестром С.П.Рахманинова. И сейчас это два моих самых любимых произведения.
Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Естественность и непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, та особая атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком, - все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.