Коррекционная работа педагога-психолога с детьми, имеющие особые образовательные потребности
Используемые программы:
Цель коррекционно-развивающей работы: развитие эмоциональной сферы ребенка игровыми средствами.
Задачи:
- Развивать способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
- Корректировать психоэмоциональное состояние;
- Способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
- Формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность;
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Методические приемы:
- Игры на развитие внимания, воображения, мышления, память;
- Релаксационные упражнения;
- Рисование;
- Обсуждение переживаемых чувств.
Структура игрового занятия:
- Подготовительная часть включает упражнения, ритуалы приветствия и игры на сплочение;
- Основная часть включает упражнения на осознание, передачу разных эмоциональных состояний с использованием различных выразительных средств;
- Заключительная часть включает продукт деятельности по теме занятия, упражнение на расслабление, ритуал прощания.
- Психотерапевтический эффект занятий предполагает развитие интереса детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности), психологический комфорт и позитивные чувства.
- Развивающий эффект занятий предполагает развитие творческого потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их; развитие психических процессов у детей.
- Воспитательный эффект занятий предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира, формирование эмоционально-волевых качеств, социального поведения.
В занятии с детьми используются здоровьесберегающие технологии: игротерапия, динамические паузы, элементы арт-терапии, релаксационные техники, психогимнастика. Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- Использование игровых методов;
- Смена видов деятельности;
- Положительная оценка личных достижений каждого ребенка.
Условия реализации занятий:
- Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога с подгруппой детей;
- Продолжительность одного занятия 25 минут, что полностью соответствует возрастным психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника;
- На занятиях активно применяется музыка.
Предполагаемый результат:
- Дошкольник имеет стабильную динамику физического и нервно-психического развития;
- Ребенок социально адаптирован к жизни в обществе, стремится вступить в диалог;
- Эмоционально отзывчив, откликается на эмоции близких людей, сверстников, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
- Использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью, умеет договариваться;
- Обладает продуктивным и более устойчивым вниманием;
- Развита слуховая, тактильная и зрительная память, образное и логическое мышление.
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющие особые образовательные потребности