Выявление детей с нарушением в развитии
1. Скрытые проблемы в моторном развитии ребенка:
- Снижение двигательной активности, малоподвижность;
- Самостоятельно не стоит, не ходит к 12-14 месяцам;
- Нарушение координации движений туловища, рук;
- Трудности при перешагивании через препятствия, беге, ходьбе по лестнице на третьем году жизни;
- Трудности при игре с мячом (не может ударить по мячу ногой без поддержки взрослого за руки.
2. Особенности поведения ребенка, являющиеся поводом для обращения к неврологу:
- Отсутствие интереса малыша к игрушкам или избирательность интереса, когда ребенок играет только с одной конкретной машинкой, куклой, зайцем;
- Запаздывание в освоении основных этапов игры, сенсорной деятельности, конструировании и рисовании;
- Нелепые, странные действия с предметами;
- Совершение одинаковых действий со всеми или многими игрушками: ребенок берет их, перекладывает из руки в руку, тянет в рот, сосет, грызет, бросает, вновь находит, ощупывает, трясет, стучит о любую поверхность т.д.;
- Преобладание в игре только предметных действий: открывает-закрывает, снимает-надевает, достает-убирает и т.д.;
- Отсутствие сюжетных действий с игрушками: не качает, не кормит, не возит, не строит и т.д.
3. Скрытые проблемы в развитии зрительных функций у ребенка, являющиеся поводом для обращения к офтальмологу:
- Ребенок промахивается, пытаясь поставить на стол чашку или положить игрушку;
- Не замечает (задевает) косяк (край двери), проходя через дверной проем;
- Спотыкается или оступается на бордюрах, ступеньках, дорожках;
- Рассматривает игрушки или картинки, наклоняя голову под определенным углом или приближая их к глазам.
Если после осмотра офтальмологом у ребенка не выявлены нарушения в оптическом аппарате, но малыш:
- Не интересуется картинками;
- Не может показать части тела куклы;
- Не может сложить целое из двух частей;
- Замечает какую-то одну деталь, не обращая внимание на игрушку целиком, или, наоборот, не замечает детали игрушки, то в этом случае следует обратиться за консультацией к специальному педагогу-дефектологу для определения общего уровня развития ребенка и оказания педагогической помощи.
4. Скрытые проблемы в развитии слуховой функции, являющиеся поводом для обращения к сурдологу:
- Ребенок в возрасте трех лет говорит плохо: искаженно воспроизводит лишь часть слова, неправильно произносит или опускает окончания, часто переспрашивает;
- Реагирует на слова, произносимые шепотом на расстоянии менее 6 метров или не реагирует на них, что может быть признаком снижения слуха.
5. Скрытые проблема в социально-эмоциональном развитии ребенка, являющиеся поводом для обращения к психологу:
- Отсутствие или непостоянство отклика на обращение к нему близких, на собственное имя, игнорирование запретов;
- Отсутствие интереса к другим детям (ребенок либо «не замечает» их, либо старается держаться в стороне);
- Появление необычных стереотипных движений или действий с предметами, которые усиливаются в ситуациях, когда ребенок переживает сильное впечатление (как позитивное, так и негативное);
- Появление выраженных проблем поведения (тревожности, пугливости, страхов, негативизма, агрессии и самоагрессии, заметных трудностей принятия всего нового);
- Не выраженность исследовательской активности, преобладание однообразных манипулятивных действий с предметами.
В результате своевременно проведенных коррекционных мероприятий для ребенка достигается максимально возможный уровень его общего развития, образования, интеграции в общество, а также предотвращаются более грубые нарушения в старшем возрасте. После проведения корреционно-развивающихся мероприятий в раннем возрасте до 20% детей к 18 месяцам достигают показателей нормы развития, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект.